Logo

  • Категория: Статьи
  • Просмотров: 87387
  • Печать
 Один из подписчиков нашей рассылки "мир мотокросса" прислал нам фото с просьбой прокомментировать и  разъяснить направления сил, действующих на гонщика.
Эта схема спортсмена в повороте.
Тема важная и не зря нами излюбленная. :) Успех в мотокроссе во многом зависит от скорости прохождения поворотов, которыми, как правило, изобилуют все мототрассы.
Поэтому давайте сегодня разберём какие силы действуют на систему «мотоцикл-гонщик» в повороте, и как их использовать себе во благо.

Итак, скорость в повороте зависит от максимального использования реакции грунта, быстроты и правильности наклона мотоцикла и тела спортсмена, точности движения по дуге поворота, равновесия и грамотного ускорения на выходе из поворота.  
Чтобы начать движение по дуге, гонщик «роняет» мотоцикл внутрь поворота и движением руля контролирует уход следа колёс с прямой на дугу поворота.

 Для пояснения мы подготовили собственную схему с указанием сил, действующSxema10их на мотоцикл. Наша схема по существу, как в принципе и многое из этого материала основано на научных разработках известного советского тренера Юрия Трофимца, хотя мы видим своей задачей сделать научный подход Юрия Игнатьевича более доступным для многих спортсменов, в том числе и детей.
Общий центр тяжести (ОЦТ) стремится вниз, cила G. Вспоминаем физику те, кто учился в школе, или принимаем на веру, для тех, кто пока ещё не проходил третий закон Ньютона, что любому действию всегда есть равная по силе и противоположная по направлению сила противодействия. Это сила вертикальной реакции Z. Между этими двумя силами есть рычаг L, из-за которого, по идеи, мотоцикл должен упасть на бок. Но в повороте действует ещё и центробежная сила P, направленная по радиусу от центра поворота, естественно, передаваясь через мотоцикл на шины эта сила вызывает противодействие Y. Точно также между этими двумя силами появляется рычаг H, который стремится выпрямить мотоцикл и выкинуть его наружу поворота. Сумма обоих моментов (действий рычагов) равна нулю и система «мотоцикл-гонщик» хотя и движется по дуге в наклонном положении, постоянно удерживается в устойчивом положении благодаря динамическому равновесию.
Если центробежную силу, величина которой, кстати, пропорциональна скорости и радиусу поворота, графически сложить с весом системы «мотоцикл-гонщик», то мы получим результирующую силу R, которая направлено на след колёс. Это и есть условие равновесия, необходимое для сохранения движения по выбранной дуге при постоянной скорости.
Поэтому задача гонщика заключается в том, осознаёт ли он это или нет, чтобы сохранить результирующую силу R точно в следе движения колёс машины. Главный инструмент контроля в этом положении, это руль. Изменяя угол поворота переднего колеса (а значит, и сам радиус поворота), гонщик изменяет соотношение сил (в данном случае, величину P), возвращая силу R в плоскость колёс.
При прохождении поворота на высокой скорости, но с недостаточным наклоном, избыточная центробежная сила увеличивает радиус поворота. При низкой скорости и достаточном наклоне избыток компенсирующих сил заставляет нас сокращать радиус поворота. Но поворот руля внутрь не только уменьшает радиус поворота, но и спрямляет мотоцикл в вертикальное положение.
Исходя из физики системы «мотоцикл-гонщик» в повороте, мы Вам рекомендуем, подходя к повороту сначала выбрать траекторию прохождения поворота, потом сделать грамотно наклон мотоцикла ПЕРЕД входом в поворот. Эти Ваши действия и определят Вашу максимальную скорость в повороте. Как это делать хорошо рассказывает и показывает Гари Сэмикс в своём курсе «Скорость в поворотах». А вот уже в самой дуге поворота небольшие движения рулём позволят Вам сохранить баланс, хотя чем меньше Вам нужно подправлять Вашу траекторию рулём, тем выше скорость в повороте.
Мы обязательно ещё вернёмся к этой теме, поговорим про максимальную скорость в повороте, выбор траектории, разберём схему, присланную нам подписчиком, обсудим грунты трасс, поговорим об некоторых ошибках и приложим ещё пару собственных схем.
Полагаем, сейчас информации достаточно, чтобы понять, что же происходит в повороте. Для тех спортсменов, кому важно теоретическое объяснение – этот материал будет хорошим подспорьем, но и любителям больше гонять, чем читать, предлагаем провести следующий опыт (который может быть полезен для объяснениям эффекта центробежной силы детям). Возьмите велосипедное колесо, лучше побольше диаметром за ось. Пусть Ваш приятель раскрутит хорошенько колесо, а теперь попробуйте немного наклонять колесо право и влево, будто Вы входите в поворот. А потом немного расслабьте руки. Во! Это и есть центробежная сила, которая выпрямляет колесо в устойчивое вертикальное положение.
Практические упражнения для прохождения поворотов Вы сможете посмотреть в специальном курсе Гари Сэмикса «Скорость в поворотах».

Удачи на тренировках!

© Мотоциклетная Федерация Краснодарского края